Menu

Знаменитые краковские «шопки» в Гродно

v1

Если вы случайным образом попали в эти дни в Гродно, а тем более если здесь живете – не пропустите красивейшую выставку «Кракаўскія калядныя батлейкі» в Новом замке.

Традиционные краковские рождественские «шопки» – это одновременно и рождественские вертепы, и ярко разукрашенные макеты старинных замков, и театр марионеток, и даже площадка для политической сатиры (szopka – польск. вертеп, рождественские ясли). Традицию изготовления краковских вертепов считают феноменом. Есть мнение, что нигде в мире не возникают столь необычные композиции в честь рождения Христа. А творцами этого великолепия являются как взрослые, так и дети.

Обычай специального художественного вертепа ввел святой Франциск Ассизский. Он первым в 1223 году в Греччо подготовил традиционные ясли и установил их в пещере рядом с живыми животными. В этом сценическом оформлении состоялась первая пастырская месса, с которой берет начало традиция ночных месс в память о рождении Сына Божьего. И с того времени францисканцы распространяли культ яслей, внедряя в храмы Европы, а затем и во всем мире. Вокруг яслей появлялись как фигурки божественных персонажей, так и светских, не связанных со сценой рождения Иисуса. Наряду с неподвижными – подвижные. И всё это стало началом ясельных представлений.

Со временем представления становились всё более светскими и фамильярными, не отвечающими серьезности святыни. В первой половине XVIIIвека епископы вынесли запрет на устраивание вертепов в храмах, где остались только вертепные композиции. Однако «шопки» пользовались большой популярностью и не могли исчезнуть, поэтому были вынесены за пределы храмов. Переносные вертепы (так называемые вифлеемки) со временем становились всё более изысканными и принимали разные формы, а их наиболее полное развитие представляет именно краковский вертеп.

Во второй половине XIXвека в Кракове образовался некий особенный «цех» вертеп-мастеров. Его членами были преимущественно каменщики, проживающие в предместьях Кракова. В осенне-зимний период они оказывались без работы и это подталкивало к поиску подработок, которые помогали бы прожить в трудные месяцы.

Развитие вертепа было приостановлено вспыхнувшей Первой мировой войной. В 1937 году, чтобы предотвратить исчезновение традиции вертепов, д-р Ежи Добжицки при содействии городских властей инициировал проведение конкурсов вертепов. В настоящее время организатором конкурса является Исторический музей Кракова с головным офисом на Глувном Рынке.

Именно на Рынке у памятника Адама Мицкевича ежегодно в первый четверг декабря можно полюбоваться величественной архитектурой краковских «шопак», а затем увидеть их на выставке. Сегодня многие представленные вертепы оснащены подсветкой, сложными механизмами, приводящими фигурки в движение, и даже музыкой.

На первом «этаже» вертепа находятся фигуры исторических персонажей, современных политиков, художников или героев краковских легенд, как, например, знаменитый краковский Дракон. На втором уровне обычно изображается библейская сценка. Кстати, на сессии ЮНЕСКО (29 ноября 2018 года) краковские вертепы были внесены в список нематериального культурного наследия.

У всех, кто захочет увидеть в Гродно знаменитые краковские «шопки», есть такая возможность до 17 февраля.

 

v3v2v4

 

  medicina1mcs1avarijka1telefon1                   poezd1awtobus1trolejbus1police1